ШТРАУС (Strauss), династия венских композиторов и дирижеров 19 в., авторов оперетт и множества вальсов, полек, маршей, галопов, кадрилей.
Иоганн Штраус (отец) (Strauss, Johann) (1804–1849), основатель династии. Родился 14 марта 1804 в семье содержателя гостиницы в венском предместье Леопольдштадт. В возрасте 14 лет поступил скрипачом в оркестр И.М.Памера. Товарищем Иоганна по оркестру был Й. Ланнер (1801–1843), прославившийся позднее своими вальсами и ставший преемником Памера в качестве ведущего венского танцевального дирижера. Когда в 1821 Ланнер создал собственный оркестр, он пригласил туда капельмейстером Штрауса. Четыре года они дружно работали вместе, но потом после публичного скандала расстались и Иоганн пошел своим путем. Он женился на Анне Штрайм, которая впоследствии родила ему трех сыновей: Иоганна, Йозефа и Эдуарда. Скоро Капелла Штрауса (Strauss Kapelle) превзошла в популярности ланнеровский и все другие венские танцевальные оркестры, хотя император Франц I все же предпочитал Ланнера и назначил его «управляющим придворными балами». Однако именно Иоганн Штраус получал больше всего приглашений на местные праздники и на выступления в других странах. В 1833–1838 он гастролировал в Будапеште, Берлине, Лейпциге и Дрездене, ездил в Голландию и Бельгию, завоевал Париж и провел 72 концерта в Лондоне (это был сезон, приуроченный к коронации королевы Виктории). Среди композиций Штрауса особенным успехом пользовались Плач Лорелеи на Рейне (Loreley-Rheinklagen), Висячие мосты (Kettenbrcken) и другие восхитительные, захватывающие вальсы, вслед за которыми вскоре появилось самое знаменитое сочинение Штрауса – Марш Радецкого (Radezky-Marsch).

Ланнер, главный соперник Штрауса, безвременно скончался в 1843 в возрасте 42 лет, и император назначил Штрауса на освободившуюся придворную должность.

В последнее пятилетие своей жизни Штраус пережил ряд потрясений. Нарастала ревность к успехам сына; он не принял революцию 1848 года и тяжело пережил ее; семейные проблемы привели к тому, что он оставил свою жену Анну ради молодой хозяйки мельницы Эмилии Трампуш. Он продолжал ездить со своим оркестром на гастроли в Германию, Бельгию и Англию, но поездки приносили утомление. Умер Штраус в Вене 25 сентября 1849.

Штраус вывел танцевальные жанры далеко за пределы, достигнутые Памером и даже Ланнером; его искусство доставляло огромную радость миллионам людей в разных странах Европы; он подарил миру более 250 сочинений, из которых почти две трети – вальсы.

Иоганн Штраус (сын) (Strauss, Johann) (1825–1899) родился 25 октября 1825 в Вене. Против желания отца, но при поддержке матери начал брать уроки скрипки у Омона, концертмейстера отцовского оркестра, и заниматься гармонией и контрапунктом у Й.Дрекслера (1782–1852). Дирижерский дебют Иоганна с новой Капеллой Штрауса в ресторане Доммайера в Хитцинге сразу принес 19-летнему гению репутацию будущего короля вальсов. С этого дня он на протяжении полувека рассыпл по всему миру плоды своего вдохновения. Огромное мелодическое дарование Штрауса, его новаторство в ритмике и оркестровке, его выдающийся театрально-драматический талант запечатлены в 479 сочинениях. Прежде всего следует назвать вальс На прекрасном голубом Дунае (1867), который стал неофициальным гимном славной Вены. За ним последовали вальсы Ускорение (1860) и Утренние газеты (1864), затем Жизнь артиста (1867), Сказки венского леса (1869), Вино, женщины и песни (1869), Радости жизни (1870), Венская кровь (1872), Весенние голоса (1882) и Императорский вальс (1888). Среди прочих сочинений можно выделить польки Анна, Трич-трач и написанную вместе с братом Йозефом польку Пиццикато, а также Персидский марш, захватывающее Вечное движение и, конечно, 16 крупных театральных произведений.

После 1870 Штраус – как утверждают, под влиянием растущей популярности французского композитора Ж. Оффенбаха – обратился к жанру оперетты. За первыми опытами в данном жанре – Индиго и сорок разбойников (Indigo und die vierzig Ruber, 1871) и Римский карнавал (Carneval in Rom, 1873) – последовал непревзойденный шедевр – Летучая мышь (Fledermaus, 1874). Написанная в течение каких-то шести недель и прохладно принятая на премьере, Летучая мышь стала вершиной жанра оперетты, она постоянно ставится на сценах, мелодии ее звучат по всему миру. Третья по счету в наследии Штрауса, она написана по французской комедии Рождественский ужин (Le rveillon) А.Мельяка и Л.Галеви (по книге К.Хаффнера и Р.Жене). Легкому, добродушному сюжету отвечает здесь искрящаяся весельем музыка, полная оригинальных, привлекательных мелодий. Летучая мышь была впервые поставлена 6 апреля 1874 в «Театре ан-дер-Вин». В числе прочих сценических произведений Штрауса – Калиостро в Вене (1875), Принц Мафусаил (1877), Игра в прятки (1878), Кружевной платок королевы (1880), Веселая война (1881), Ночь в Венеции (1883), Цыганский барон (1885), Симплициус (1887), Рыцарь Пасман (1892), Принцесса Нинетта (1893), Ябука (1894), и Богиня благоразумия (1899).

Подобно отцу, Штраус объездил со своим оркестром всю Европу; в 1872 он дирижировал четырьмя концертами в Нью-Йорке и четырнадцатью в Бостоне, а также исполнил Голубой Дунай с 20-тысячным оркестром и хором. Пятидесятилетие со дня первого выступления Штрауса в ресторане Доммайера, 15 октября 1894, отмечалось всей Веной, причем приветствия прислали Бисмарк, Верди, Леонкавалло и многие другие знаменитости. Умер Штраус 3 июня 1899 и был похоронен на венском Центральном кладбище рядом с могилой И.Брамса и напротив могилы Ф.Шуберта.

Штраус, Йозеф (Strauss, Joseph) (1827–1870), младший брат Иоганна, родился 22 августа 1827 и прославился как автор ряда восхитительных вальсов – например, Безумие, Моя жизнь – это радость и любовь, Акварели, Ласточки австрийских сел. Йозеф первоначально не рассчитывал стать музыкантом: он учился в Венском политехническом институте, получил специальности инженера-строителя и архитектора, сделал ряд изобретений. Весной 1853 брат Иоганн, чувствуя переутомление, попросил Йозефа присмотреть на некоторое время за оркестром. Тот согласился неохотно, но в итоге посвятил музыке всю оставшуюся жизнь. Йозеф был романтик, поэт, он любил уединение и страдал приступами меланхолии. Во время концерта в Варшаве ему стало плохо, он был перевезен в Вену, где скончался 21 июля 1870.

Штраус, Эдуард (1835–1916), младший из братьев, родился 14 февраля 1835 и дирижировал Капеллой Штрауса в течение трех десятилетий, вплоть до ее роспуска в 1901. У Эдуарда не было сколько-нибудь заметного творческого дарования, однако он сочинил около двух сотен танцевальных пьес. В 1906 он опубликовал воспоминания – весьма субъективную, мстительную и недостоверную хронику семейства Штраусов. Перед смертью сжег архив Капеллы Штрауса. Умер Эдуард 28 декабря 1916. Его сын Иоганн Штраус (1866–1939) пытался воскресить семейную традицию и гастролировал по Европе перед Первой мировой войной.