Французский композитор-романтик, новатор в области мелодики, формы, оркестрового письма, блестящий дирижер и музыкальный критик.
Жизнь. Человек, которому, по выражению Вагнера, было суждено стать «спасителем высокого музыкального искусства своего времени», Луи Гектор Берлиоз родился 11 декабря 1803 в местечке Ла-Кот-Сент-Андре в 56 км на северо-запад от Гренобля, в исторической области Дофине на юго-востоке Франции. Его отец, по профессии врач, был просвещенным человеком, любителем музыки, и сам занимался с мальчиком как музыкой, так и латынью, историей, географией и прочими школьными дисциплинами. Берлиоз обучался музыке у разных учителей и овладел флейтой и гитарой, но не фортепиано, которое редко можно было увидеть в далеких горах Дофине.

Скоро стало ясно, что музыка для сына врача – не прихоть, а призвание. Уже в 12 лет Гектор сочинял для местного любительского ансамбля, и в этих попытках сразу обнаружилась своеобразие мелодического мышления – врожденное качество будущего композитора. Известно, что вторая тема увертюры Тайные судьи (Les Francs-Juges, 1826) и начало первой части Фантастической симфонии (Symphonie fantastique, 1830) были заимствованы автором из его юношеских сочинений.

Доктор Берлиоз хотел, чтобы его сын получил медицинское образование, и с этой целью в 1821 отправил его в Париж. Некоторое время юноша действительно посещал лекции на медицинском факультете. Но все свободные часы он проводил в консерваторской библиотеке, изучая партитуры, и в оперном театре, где подрабатывал клакером. Вскоре он стал учеником Лесюэра, достаточно известного композитора: Берлиоз сочинял под его руководством романсы, кантаты, мессы, а также писал статьи на музыкальные темы. Тогда же он делал попытки добиться разрешения родителей на окончательный переход в консерваторию.

Эта борьба длилась около пяти лет. За это время Берлиоз, продолжая занятия в консерватории с Рейхой и Керубини, завоевал сначала вторую, а потом и первую Римские премии, присуждавшиеся молодым композиторам. К 1830 (год триумфа – присуждения ему первой Римской премии) Берлиоз уже открыл для себя мир музыки Бетховена и мир драмы Шекспира, стал автором мессы, двух оркестровых увертюр, драматической фантазии Буря (The Tempest) по Шекспиру, Восьми сцен из «Фауста» (Huits scenes de Faust) (по Гёте), вокального цикла на стихи Томаса Мура и краеугольного камня новой романтической музыки – Фантастической симфонии.

Хотя Берлиоз уже привлек к себе всеобщее внимание в Париже благодаря исполнению некоторых из вышеперечисленных сочинений и имел весьма вескую причину оставаться в городе – он обручился с юной Камиллой Мок (блестящей пианисткой, впоследствии мадам Плейель), он все-таки покинул Францию и направился в Рим, где по условиям консерваторской премии мог провести два года, живя вместе с другими стипендиатами на полном обеспечении.

В Италии Берлиоз познакомился с Феликсом Мендельсоном, который вызвал у него чувство глубокой симпатии и восхищения. Благодаря мудрой снисходительности художника О.Верне, директора Французской академии в Риме, Берлиоз получил разрешение вернуться в Париж раньше положенного срока (через 18 месяцев вместо 24) и сразу же приступил к осуществлению того замысла, который ощущал как свое призвание. В автобиографических записках он называет это своей «Тридцатилетней войной против профессоров, рутинеров и глухих к музыке». Если не обращать внимание на насмешливый тон, деятельность Берлиоза можно охарактеризовать как пропаганду во всей Европе «драматического» стиля бетховенских симфоний, а также тех новых принципов симфонизма, которые сложились в творчестве самого Берлиоза и, возможно, являлись естественным следствием его самобытного мелодического дара. Гармония, полифония, формы – все подвергалось пересмотру с целью соответствия, с одной стороны, новому исходному материалу – необычно длинным и гибким мелодическим линиям, а с другой – принципиально новой трактовке тембра как неотъемлемого компонента музыкальной мысли.

В период между возвращением из Рима (1832) и последней большой концертной поездкой в Россию (1867) Берлиоз создал те сочинения, которые вместе с ранней Фантастической симфонией составляют основной корпус образцов, раскрывающих суть его эстетической системы. Музыка Берлиоза безошибочно узнаваема по характерным мелодическим построениям, но каждая из его партитур имеет свой стилистический облик. И дело не просто в чередовании творческих периодов в жизни композитора; в данном случае разнообразие приемов наглядно демонстрирует основополагающий драматический характер его музыки, непосредственную связь музыки Берлиоза с избираемыми темами, программами, литературными источниками. Духовными наставниками Берлиоза были Глюк, Вебер и Бетховен; он черпал вдохновение из творений Шекспира, Гёте и Вергилия: его Энеиду Берлиоз знал наизусть и позже создал на ее сюжет свой поздний шедевр – оперу Троянцы (Les Troyens).

Личная жизнь Берлиоза омрачалась рядом горестных событий, о которых он подробно рассказывает в своих замечательных Мемуарах (1870). Его первый брак с ирландской актрисой Гарриэт Симпсон, заключенный в 1833, закончился разводом в 1843 (Симпсон много лет страдала неизлечимой нервной болезнью); после ее смерти Берлиоз женился на певице Марии Ресио, скоропостижно скончавшейся в 1854. Сын композитора от первого брака умер в 1867. Правда, Берлиоз был счастлив в дружбе. Хотя с Берлиозом бывало нелегко сойтись, все же такие люди, как Лист, де Виньи, Гизо, Сент-Бёв и Вагнер, отдавали должное мощи и цельности его натуры. Переписка Берлиоза с крупнейшими художниками свидетельствует о его терпимости к разным людям и идеям. Но все-таки не литература, а музыка – любовная сцена из Ромео и Джульетты (Romeo et Juliette), Пасхальный гимн из Осуждения Фауста (La Damnation de Faust), септет из Троянцев – открывает нам глубины этого несравненного ума.

Музыкальные произведения. Список сочинений, в полной мере представляющих стиль композитора и основные формы и жанры его творчества, выглядит следующим образом (в хронологическом порядке): Фантастическая симфония (1830), Гарольд в Италии (Harold en Italie, 1834), Бенвенуто Челлини (Benvenuto Cellini, 1836), реквием (1837), Ромео и Джульетта (1839), Траурно-триумфальная симфония (Symphonie funebre et triomphale, 1840), Летние ночи (Les nuits d’et, 1841), Осуждение Фауста (1846), Te Deum (1839), Детство Христа (L’ Enfance du Christ, 1854), Троянцы (1858), Беатриче и Бенедикт (Batrice et Bndict, 1862).

Вышеперечисленные произведения, к которым можно присоединить полдюжины симфонических увертюр и столько же вокальных циклов, Берлиоз исполнял по всей Европе, часто вставая за дирижерский пульт. В период между 1842 и 1867, когда композитор перестал выступать, он совершил ряд концертных поездок по Германии, несколько раз посетил Англию, два раза – Россию, составляя репертуар преимущественно из Бетховена, Глюка, Вебера и собственных произведений. Концерты помогали Берлиозу проверить на практике свои интуитивные художественные открытия. Суть некоторых из них изложена в его Трактате о современной инструментовке и оркестровке (Grand trait de l’instrumentation et orchestration moderne, 1844; 1855). Он также написал очерк об искусстве дирижирования – Дирижер оркестра (Les chef d’orchestre).

Литературные труды. В промежутках между сочинением, дирижированием и организацией концертов Берлиоз вынужден был зарабатывать на жизнь, что представляло нелегкую задачу в условиях музыкальной жизни того времени: публика отдавала предпочтение солистам-виртуозам, которые исполняли популярные или «блестящие» пьесы. Берлиоза выручала журналистика: он был музыкальным обозревателем весьма влиятельной газеты «Журналь де деба», и его статьи, выходившие по вторникам, составляли украшение этого издания. Написанные живо, остроумно, с глубоким знанием предмета, исполненные чувства и мысли, отзывы Берлиоза о важных явлениях музыкальной культуры до сих пор читаются с интересом. Собрание его литературных сочинений занимает десять томов. Один из них – сборник новелл Вечера с оркестром (Les soires de l’orchestre), стал бестселлером в 1853.