Армянский композитор, родился 6 июня 1903 в Тифлисе (ныне Тбилиси, Грузия). Он был четвертым сыном в семье бедного ремесленника. В детстве и отрочестве не выказывал особого интереса к музыке, но в возрасте 19 лет отправился в Москву в надежде стать музыкантом и в 1922 поступил в музыкальный техникум им. Гнесиных. Он занимался на виолончели, а затем перешел в класс композиции. Творческое становление Хачатуряна-композитора проходило в Московской консерватории в классах Н.Я.Мясковского и Г.И.Литинского (1929–1934). Такие сочинения, как Трио для кларнета, скрипки и фортепиано (1932) и Первая симфония (1934), сразу обнаружили и выдающееся мелодическое дарование Хачатуряна, и его тяготение к артистичному и естественному соединению восточных народных мелосов и ритмов с традиционными европейскими формами. Среди его произведений – ряд концертов для солирующих инструментов с оркестром (фортепианный концерт, 1936; скрипичный концерт, 1940; виолончельный концерт, 1963); Вторая симфония (1943); два тематически связанных балета – Счастье (1939) и Гаянэ (1942), балет Спартак (1954); Поэма о Сталине для хора с оркестром (1938); музыка для спектаклей и кинофильмов. На основе балета Гаянэ были составлены три оркестровые сюиты, одна из которых включает всемирно известный Танец с саблями; еще одна популярная сюита состоит из фрагментов музыки к спектаклю Малого театра Маскарад по драме Лермонтова.
Оркестровое письмо Хачатуряна весьма красочно. Частое применение солирующих инструментов в партитурах композитора восходит к оркестровой манере Бородина и Глазунова. Характернейшим качеством музыки Хачатуряна является активное ритмическое развитие, достигающееся часто простым повторением основной формулы (остинато) или игрой акцентов внутри этой формулы. Сделавший очень много для развития армянской композиторской школы, Хачатурян оказал также значительное влияние на музыкантов Азербайджана, Туркмении и других стран Средней Азии. Он был награжден орденом Ленина (1939) и орденом Трудового Красного Знамени (1946). В постановлении ЦК ВКП(б) Об опере «Великая дружба» (1948) Хачатурян, как и ряд других крупных музыкантов, подвергся критике за «формалистические» и «антинародные» тенденции. Умер Хачатурян в Москве 1 мая 1978.